|
| Каталог статей | |
Мультимедиа (ММ) как инструмент достижения образовательной цели урока
С
одной стороны все просто и обычно, как в традиционной методике: у
каждого урока есть свои цели и задачи, которые должны быть достигнуты и
решены в процессе урока – тут ничего не изменилось (кроме
самих формулировок типа формировать навыки добывания, обсуждения
информации и ее интерпретации и т.д.). Учителю необходимо в
процессе подготовки урока отобрать теоретический и практический
материал для конкретного урока, набор приемов и методов
(инструментов/технологий), с помощью которых эти цели и задачи можно
достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно. Кроме одного –
организации работы на уроке, инновационная организация
образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.
Мультимедиа должны выступать как средство или инструмент познания на
уроке, поэтому его использование подчинено целям и задачам
урока разного порядка: образовательным, воспитательным,
дидактическим. ММ призвано решать различные проблемы данного
конкретного класса на данном конкретном уроке. Проблемы могут быть
разного плана:
- мотивации к обучению, развитие коммуникативных способностей, - получение знаний, накоплению фактического и информационного материала, - формирование информационной грамотности и т.д.
Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе было не
только возможно, но и необходимо и уместно, важно соблюдение
следующих условий.
На мой взгляд, схема использования ММ на уроке – это общение
по теме учебного материала по моделям ученик – ученик и ученик –
учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного
образования, так как она обеспечивает:
− организующую функцию учителя, его позицию консультанта и
организатора образовательного пространства урока, технического
эксперта; −
активную позицию ученика, то есть позицию субъекта обучения
относительно процесса получения им нового знания, где он сам выбирает
или определяет границы своего знания и пути, способы и скорость
достижения нового; −
развитие коммуникативных навыков, толерантности, опыт
продуктивного межличностного общения: общение в группе, парах,
возможность побывать в различных ролях в результате распределения их в
процессе деятельности.
В выделенных позициях очень важной представляется обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств ММ.
Да, подготовка к таким урокам - трудоемкий процесс, так как речь идет об
организации образовательного процесса урока, когда продумывается
сценарий и обеспечивается траектория развития каждого
учащегося (насколько это возможно), продумывается создание
условий, при которых учащийся будет вынужден совершать шаги к
получению нового знания и использовать при этом разные способы и виды
общения, открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль
учителя при этом:
– направление движения к получению знаний, консультационная и экспертная помощь.
Это как айсберг: на самом верху - только десятая его часть,
основная, самая «тяжелая» - под водой – подготовительная
работа учителя. Таким образом, происходит перераспределение
ролей не только в процессе урока между учителем и учениками, но и роли
самого учителя в процессе подготовки и проведения урока.
Необходимо упомянуть еще и вот о чем. Естественно, одна и та же цель
урока может быть достигнута разными способами. Мультимедиа
является исключительно плодотворной
образовательной технологией благодаря присущим ей качествам
интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов
мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные
особенности учащихся. Но все это только при одном очень важном
условии: учитель и ученики владеют ИКТ – технологиями на
необходимом уровне. Если учитель слабо владеет ИКТ – технологиями или
учащиеся испытывают значительные затруднения в работе с
компьютером и необходимым ПО и т.д., то тогда использование в
уроке данного инструмента нерационально, неуместно.
Учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе
учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы:
систематичности и последовательности, доступности,
дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не
заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно
следующее:
1) принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка; 2) управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения; 3) интерактивность и диалоговый характер обучения; – ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения; 4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы; 5) поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; 6) неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: при подготовке
урока, в течение всего процесса – при объяснении (введении)
нового материала, закреплении,повторении, контроле знаний.
При этом компьютер выполняет следующие функции. В функции учителя компьютер представляет собой:
− источник учебной информации; − наглядное пособие; − тренажер; − средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента:
− средство подготовки текстов, их хранение; − графический редактор; − средство подготовки выступлений; − вычислительная машина больших возможностей.
Боролис Н.Л.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: nadezhdaborolis (08.01.2012)
|
Просмотров: 1045 | Комментарии: 2
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|